Интервью французскому журналу Causeur от 29.03.2022.
Causeur: Французские консервативные медиа видели в Путине скорее стабилизирующий элемент в мире (мы помним, что он поддержал Ширака против войны в Ираке), тогда как медиа, традиционно враждебные к России, не скрывают своей радости: «вот видите, мы же вам говорили, что Путин хочет войны!»
А.Д.: Западные медиа ведут против нас информационную войну. Ну а мы ведем настоящую войну.
Это своего рода война против Запада. Не против Украины, а против либеральной глобальной гегемонии. Это война против глобализма, против Б.-А. Леви, против Сороса, против Байдена, против атлантизма. Фукуяма прав, озаглавив свою последнюю статью «Война Путина против либерального порядка» (https://www.ft.com/content/d0331b51-5d0e-4132-9f97-c3f41c7d75b3 ). Это действительно так. Путин и Россия ведут войну против мирового глобального миропорядка, против «конца истории» и против американской Империи.
Causeur : Каковы в таком случае будут следующие шаги Путина по воплощению этой цели?
А.Д.: Думаю, что цель пока – Украина. Збигнев Бзежинский писал в своей «Великой шахматной доске», что без Украины Россия никогда не вернет себе статус империи. С Украиной же она автоматически опять станет империей – среди других империй – или, скорее, независимым полюсом мультиполярного мира. Речь совсем не о нападении на европейские страны-члены НАТО, потому что с установлением независимости России в большом евразийском пространстве будет полностью установлен мультиполярный мир. Я считаю, прямые последствия этой геополитической революции будут внушать большой оптимизм, потому что с блоком, включающим в себя Россию (вместе с Украиной) и Китай (надеюсь, с Тайванем), западной гегемонии придет конец. Это будет конец «конца истории».
Это война против Фукуямы*, а не против Европы. В этой мультиполярности, которую мы обеспечим, Европа сможет выбрать, с кем ей быть: быть ли ей продолжением атлантизма и англо-саксонского мира, или Европа снова станет независимым и суверенным полюсом. Это шанс для Европы – я имею в виду не объединиться с Россией, а утвердиться именно как независимый полюс, не зависимый как от США, так и от России. Европа может стать настоящим блоком, способным защищаться, даже от русских. Европа вновь должна заявить о себе как о самостоятельном полюсе – не обязательно с нами, не обязательно в дружеских отношениях с Россией, а на самом деле, в реальности.
* »Война против Фукуямы » – имеется в виду против тезиса Фукуямы о «конце истории», где он утверждает, что все страны придут в конце концов к западной либеральной модели.
Мишель Коллон – бельгийский журналист и эссеист, автор документальных фильмов о войнах НАТО и создатель независимого центра исследований Investig’Action
Пять принципов военной пропаганды
Если вы являетесь мировой державой, желающей развязать войну, то вы никогда не сделаете одного – вы не скажете правду.
Вы никогда не скажете: «Мы развязываем войну для того, чтобы захватить то-то и то-то, такое-то богатство». Вы не скажете также: «Эта страна мешает нашему региональному (мировому) господству». Вы никогда скажете «Эта война необходима, чтобы обогатить наши транснациональные корпорации».
Тогда как на самом деле речь идет именно об этом, и это можно доказать в отношении любой недавней войны США, Франции или Великобритании – ни одна из них не была гуманитарной, все они были экономическими и стратегическими.
Но это абсолютно необходимо скрыть, потому что вы нуждаетесь в поддержке вашего общественного мнения. Ведь нужно, чтобы кто-то оплатил эти дорогостоящие войны, и это может быть только налогоплательщик. Нужно также, чтобы кто-то согласился умирать в этих войнах, а владельцы ТНК никогда не пошлют туда своих детей.
Таким образом вы, будучи правительством крупной державы, обязаны врать. Как вы будете это делать?
И тут действуют пять правил пропаганды войны, которыми пользуются все правительства, готовящиеся к войне. Им необходимо:
1.Скрывать свои экономические интересы.
2.Поменять местами жертву и агрессора.
3.Скрывать предысторию конфликта.
4.Демонизировать противника.
5.Монополизировать информацию.
Мы находим эти пять правил в каждой из этих войн. Нам необходимо их знать, чтобы мы могли понять истинный смысл происходящего и не верить официальной информации, которая чаще всего является дезинформацией.
А теперь по пунктам:
Скрыватьсвои экономические интересы
Если бы Ближний Восток не содержал под землей море нефти, разве США тратили бы ежегодно миллиарды долларов, чтобы держать Израиль в качестве жандарма региона? Если бы на территории Ирака ничего бы не было, кроме песка, разве США приложили бы столько сил на то, чтобы убрать диктатора? При том что они в то же время защищают массу других диктаторов? Если бы Иран не был производителем нефти и не хотел бы сохранить свою независимость, разве был бы он причиной «тревоги» Вашингтона? Если бы Венесуэла не была основным поставщиком нефти для США, разве они использовали бы всевозможные средства, чтобы избавиться от Уго Чавеса (в ход были пущены путчи, огромная финансовая помощь ЦРУ «оппозиции», и даже попытки вторжения..)?
Если бы Конго не обладало гигантскими резервами меди, алмазов, урана и других ценных металлов, разве Вашингтон убрал бы Патриса Лумумбу, чтобы заменить его диктатором Мобуту?
Войны всегда имеют экономическую причину. Конечно, интерессанты отрицают это, они говорят о «гуманитарных» целях. Госсекретарь США Киссинджер так и говорил: «У великих держав нет принципов, у них есть только интересы». Но, конечно, они никогда не признаются, что развязывают войны ради обогащения, поэтому рассказывают нам басни…
Первый принцип пропаганды войны, таким образом, нацелен на то, чтобы создать иллюзию о том, что преследуются какие-то моральные цели.
2.Поменять местами жертву и агрессора
Если вы нападаете на тот или иной народ или группу, вы не можете признать себя агрессором. Нужно представить себя жертвой или защитником, который спешит на помощь жертве.
Когда Гитлер объявил своими врагами немецких коммунистов и социалистов, а также синдикалистов, евреев и цыган, он представил их как источник опасности, как угрозу. Как еврейско-большевистский заговор, от которого нужно защитить Германию.
Когда США напали на Вьетнам, чтобы сохранить свое доминирующее положение в Азии благодаря коррумпированным военным диктаторам, вьетнамцы были представлены как агрессоры. Тогда как на самом деле эта страна, которая была колонизована последовательно японцами, французами, потом США, пыталась всего лишь обрести свою независимость.
Когда Буш-старший напал на Ирак, он сказал, что Ирак угрожал напасть на Саудовскую Аравию и Израиль. Когда Буш-младший напал на тот же Ирак (а это было у него задумано задолго до 11 сентября), ему удалось невозможное – представить США, мировую сверхдержаву, в позиции жертвы. Тогда как Ирак не имел никакого отношения к терроризму.
Второй принцип пропаганды войны, таким образом, состоит в том, что агрессор занимает место жертвы, чтобы вызвать сочувствие и поддержку.
3.Скрывать исторический контекст
Если великая держава хочет начать войну на желаемой территории, ей необходим предлог. Например, это может быть конфликт между двумя государствами или же конфликт между государством и каким-нибудь меньшинством. В таком случае великая держава может представить себя как арбитр, как пожарный, желающий погасить локальный конфликт на чьей-то территории. Это классика. В реальности же эти конфликты, как показывает история, были спровоцированы или подстегнуты самими колониальными державами. Согласно принципу «разделяй и властвуй».
В Ирландии, например, Великобритания представляет себя как арбитр между католиками и протестантами. В действительности Великобритания ввела в Ирландию – еще в 19 веке – колонов-протестантов с целью завладеть страной, ее богатыми сельскохозяйственными угодьями.
В Латинской Америке Европа и США делают вид, будто они ни при чем и не имеют никакого отношения к бедности этого континента и состоянию хаоса. В действительности именно они ответственны в этом. Они истребляли индейцев, вывозили их богатства, рабов и не давали развиваться местной экономике, чтобы сохранять свою монополию на богатства и обогащаться за счет этих народов.
Итак, третий принцип пропаганды войны – не давать обществу понять исторический контекст и глубинные причины конфликта.
4.Демонизировать противника
Чтобы добиться акцептации общества будущих военных действий, необходимо убедить его в том, что они действуют исключительно из желания «защитить, нейтрализовать опасность». Значит, нужно изобразить противника жестоким, аморальным и опасным.
В 1956 году Франция представила египетского антиколониалиста Нассера новым Гитлером. Оба Буша атаковали Ирак, изобразив его «четвертой по мощи армией планеты», обладающей оружием массового поражения, к тому же «аффилированной с Аль Каидой». Обама продолжил искать террористов в Афганистане, тогда как терроризм может быть везде и нигде (…) Сотни американских советников по коммуникации были заняты тем, что искали новые темы и формулировки – главным образом то, что они покажут по телевизору – чтобы с наибольшим результатом распространить страх и возмущение против «диктатора».
Четвертый принцип пропаганды войны имеет своей целью создать нужные эмоции в обществе – чтобы не дать проанализировать реальные интересы, стоящие за конфликтом.
5. Монополизировать информацию
Центральные медиа обычно дают слово только тем экспертам и журналистам, которые приемлемы для доминирующей в конфликте стороны. Любой критический анализ информации, который обнажает деформации в подаче материала и преднамеренную ложь, не допускается к публикации и к эфиру. Как это показал Ноам Чомски в своем «Производстве согласия», существует настоящая скрытая цензура, которая не дает возникнуть дебатам о роли транснациональных корпораций, а также роли США и Евросоюза в военных конфликтах как на Ближнем Востоке, так и в Латинской Америке и Африке.
За редким исключением некоторых смелых журналистов, которые поднимают тему (с некоторым опозданием), вследствие чего могут возникнуть дебаты и споры на телевидении, но они касаются в основном второстепенных проблем. Чтобы ни в коем случае не касаться главной проблемы. Чтобы телезрители не задавали лишних вопросов, никогда не приглашают ни свидетелей с противоположной стороны, ни аналитиков, которые бы показали, что войны несправедливы и в их основе всегда лежит экономический интерес.
Пятый принцип пропаганды войны – не дать обществу создать свое мнение путем конфронтации двух точек зрения.
Мишель Коллон, 2010
Le cinquième principe de la propagande de guerre vise à empêcher le public de se faire son opinion en confrontant les deux points de vue.
Ооо, еще один « проявился ». Нутро свое показал, и оно оказалось весьма неприглядным.
Не сомневаюсь, что вынудили. С одной стороны. С другой – высказался очень искренне. Хотел полушутя, а получилось честно.
Короче, Бернар-Анри Леви уловил в свои сети Бегбедера, одного из самых заметных русофилов Франции.
Бегбедер, всегда ценивший русских (по его собственному признанию) за те качества, которых нет у французов – умение дружить и неспособность притворяться – был вынужден осудить « путинский фашизм ».
Вот оно, бегбедеровское « Обращение к моим друзьям русским олигархам »:
« Задаюсь вопросом, в чем я могу быть полезным, но мне 56 лет, у меня диабет, поэтому моя продолжительность жизни – если бы я пошел сражаться в Киев против русской армии – не составила бы больше 7 секунд.
Мне выпало счастье – 99 моих книг переведены в России и на Украине. Я часто бывал в этих странах, и я их одинаково люблю. И я хочу здесь обратиться к моим друзьям-олигархам.
Вы привели Путина к власти, теперь пришла пора его отключить.
Бывало, мы хорошо веселились вместе на ваших дачах.
Party is good war is not good.
Нельзя вторгаться в чужую страну на танках, это уже вышло из моды. Поторопитесь убрать Путина, или вам испортят жизнь.
Putin must be put out.
Вы не сможете больше пойти в Сенекье, Byblos, Noto (дорогие рестораны – прим.пер.) в Сен-Тропе. Ваши шале в Куршевеле отберут и превратят в дома для престарелых. Ваши виллы в Биаррице уже разрисованы тэгами, скоро в них поселятся баскские индепандантисты и будут там делать свой овечий сыр, вашим роллсам и бентли проткнут колеса, ваши частным самолетам уже запрещено летать. И это говорю не я, это говорит Брюно ле Мэр! Вы знаете, кто это? это герой последнего романа Уэльбека! Слушайте, вы потеряли 150 миллиардов за четыре последних дня, и все это для того, чтобы забрать обратно Севастополь? Но кому захочется провести свое лето на Черном море? У вас были дворцы в Кап дАнтибе и Сен-Тропе, и вы все это потеряете, и вам придется ходить купаться на KaZantip, при том что фестиваля там уже нет?
Navalny président ! »
Интересно, да? А мы уже забыли про Навального, видимо, зря!